ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского административного района Санкт-Петербурга
I.Введение.
Школа – локальная система. Ее главная характеристика, отражающая специфику деятельности образовательного учреждения, ориентация образовательной программы на углубленное изучение нескольких образовательных областей учебного плана.
Углубленное изучение достигается за счет модернизации Базисного учебного плана.
Модернизация предусматривает увеличение за счет вариативной части количества часов на изучение обязательных предметов учебного плана, включение в состав учебных куров дополнительных разделов и тем, не предусмотренных базовой программой; введение новых предметов в образовательные области, изучаемых на углубленном уровне.
Во многом содержание и способы реализации программы обусловлены спецификой учебного заведения, уровнем его представлений о целях образования, кадровым, методическим, научным, материально-техническим потенциалом.
Объединяющим началом школьной образовательной программы является ориентация на достижение повышенного уровня образованности в нескольких образовательных областях, а также ожидаемые личностные результаты обучения, выходящие за рамки нормативных требований к освоению содержания среднего образования.
Образовательная программа школы составлена на основе документов Комитета по образованию Санкт-Петербурга, регламентирующих ориентацию образовательного процесса в ОУ, научных публикаций по проблемам конструирования образовательных программ ведущих учебных Санкт-Петербургской научно-педагогической школы.
II. Образовательная программа школы № 530.
Целевое назначение программы (ожидаемые результаты образовательной программы).
Образовательная программа школы ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению в сфере науки, культуры, производства межличностных отношений, на развитие способности к творческому самовыражению в учебной, трудовой, досуговой деятельности.
ОП направлена также на развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания.
Целью ОП школы является создание условий для освоения минимума содержания образования ( в соответствии с требованиями государственных стандартов) , раскрытия интеллектуальных возможностей личности через освоение фундаментальных основ содержания среднего образования.
К числу таких условий относятся:
организация обучения на повышенном уровне сложности по расширенным и углубленным программам;
внедрение технологий развивающего, опережающего обучения; исследовательской деятельности;
реализация психолого-педагогического сопровождения;
стимулирование профессионального роста педагогического коллектива через участие в научно-методической работе школы, обучение на курсах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях.
Образовательная программа
школы направлена на удовлетворение потребностей:
учащихся – в программах обучения, стимулирующих развитие познавательной возможностей личности;
родителей – в обеспечении условий для максимального развития интеллектуального потенциала учащихся;
общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах;
Санкт-Петербурга – в сохранении и развитии традиции города как культурной столицы России.
Нормативно-правовой базой разработки образовательной программы является:
конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании"
Документы Комитета по образованию Санкт-Петербурга, регламентирующие организацию образовательного процесса в ОУ.
При разработке программы использованы материалы сборников:
"Учебные стандарты школ России";
"Стандарты Петербургской школы" (по образовательным областям учебного плана);
материалы учебных программ Министерства Образования РФ;
Петербургская школа 1998-1999, 2002-2003, 2001-2002 и другие научно-методические материалы.
Психолого-педагогической основой образовательной программы является ее направленность на развитие общих способностей личности (памяти, внимания и др.), создание условий для психологического развития личности и сохранения здоровья.
Образовательная программа школы определяет:
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогические технологии;
учебно-методическую базу реализации учебных программ. Она регламентирует усвоение ОП, психолого-педагогические процедуры для диагностики образовательных достижений учащихся, а также организационно-педагогические условия реализации учебных программ.
IV. Адресность образовательной программы.
ОП адресована учащимся 1-11 классов и ориентирована на детей, способных к усвоению базовых ученых программ, а также на обеспечение обучающимся расширенной углубленной подготовки по отдельным направлениям:
гуманитарное: английский язык, основы этики и права;
естественно-научное: экология, биология, развивающий курс геометрии.
ОП предполагает удовлетворение познавательных запросов учащихся и потребностей родителей в получении их детьми количественного образования на повышенном уровне сложности.
ОП предлагается учащимся, достигшим семилетнего возраста и имеющим I или II группу здоровья.
Для детей с низким уровнем готовности к систематическому школьному обучению (низкий уровень развития памяти, внимания, интеллектуальный уровень ниже возрастной нормы, серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере) организовано специальное психолого-педагогическое сопровождение, призванное обеспечить этой категории учащихся достойный уровень готовности к освоению учебных программ (ППМС-центр).
Учащиеся, поступающие в 1-ый класс школы, проходят психолого-педагогическое собеседование, которое проводят психологи и педагоги высшей квалификации. В процессе психологического обследования и наблюдения изучается ассоциативная, зрительная, механическая память детей, их способность к концентрации внимания. Результаты психологического обследования подвергаются специальной обработке и заносятся в специальные бланки.
Психолого-педагогическая диагностика предполагает определение степени готовности детей к обучению по программам развивающего (расширенного) характера. Определяется общая осведомленность, степень развития речи, т.е. понимание прочитанного, чтение целыми словами ( а не слогом), наличие разнообразного словарного запаса, выполнение логических заданий, владение навыками счета.
По результатам психолого-педагогического наблюдения формируются классы начальной школы с 3-х летним или 4-х летним курсом обучения.
Общим ожидаемым результатом является овладение базовой образовательной программой начальной школы и программой расширенного обучения, развитие положительной мотивации к образовательному процессу, создание базы для возможности выбора образовательного маршрута дальнейшего обучения.
Со 2-го класса учащимся предлагается в качестве дополнительной (расширенной) авторская учебная программа "Я и мой мир"(автор Н.И.Элиасберг, доктор педнаук, член-корреспондент Академии гуманитарных наук Российской Федерации), а также "Развивающая геометрия" (автор Н.С.Подходова, доктор педнаук, профессор кафедры РГПУ им А.И.Герцена). Обе программы региональные, полностью обеспечены учебно-методическим материалом. Учителя, работающие по данным курсам, прошли соответствующие обучения в СПбУПМ.
При переходе учащихся из начальной в основную школу данные курсы сохраняются и продолжается их изучение: в 5-7 классах – это "Социальная практика", "Развивающая геометрия", которая в 7-ом классе продолжается как курс "Геометрия"; в 8-9 классах – это "Правоведение", а в 10-11 классах -"Обществознание ".
Промежуточные итоги освоения образовательной программы школы определяются по окончании учащимися 7-го класса. Учащиеся выполняют диагностические работы по математике (письменно или в виде теста) по географии, биологии, химии (одновременное тестирование).
По результатам диагностических работ учащимся 8 класса, успешно выполнившим работы и набравшим достаточное количество баллов, предлагается углубленное изучение образовательных областей "Математика" или "Естествознание". При комплектовании классов с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла гарантируется право учащихся на образование в соответствии с Законом "Об образовании".
Уровень готовности к освоению образовательной программы средней школы определяется по итогам анализа выпускных экзаменов за 9 класс, комплексной оценки учебных достижений учащихся.
Комплектование10-х классов осуществляется также по наличию вакантных мест.
|